Наша команда
Подробнее о создателях фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни»

Игорь Шпиленок

Идейный вдохновитель
Игорь Шпиленок — популярный фотограф-натуралист, известный блогер.

Его с детства увлекала красота и мощь природы. Еще в юности он участвовал в организации красивейшего заповедного парка — Брянский лес. Позже он десять лет руководил этим заповедным уголком. С тех пор, как говорит сам Игорь, половину своей жизни он проводит в полевых условиях: фотографирует национальные парки и заповедники России. Своими местами проживания Игорь называет Брянский лес и Камчатку.

Главная его цель — показать красоту дикой природы России и вызвать желание у людей ее сохранить. Про Игоря можно сказать (ни капли не сомневаясь): «Он снимает сердцем».

Игорь — соавтор многих фотоальбомов о природе, автор нескольких книг, в том числе книги «Камчатка, которую я люблю». В своем блоге и фотоальбомах Игорь рассказывает о животных, птицах, озерах, вулканах и многом другом, показывая красоту дикой природы России. Его фотоистории публиковались во многих изданиях как в России, так и за рубежом, в том числе в National Geographic, Geo, Smithsonian Magazine, Nature's Best Photography magazine. Игорь участвовал и неоднократно побеждал в крупных фотоконкурсах.

Игорь Петрович о целях фильма:
«Мы хотели сделать созерцательный фильм. И, кажется, у нас получилось. Мы живем в таком плотном информационном поле, что от него очень часто хочется уйти в природу, поэтому в фильме человеческий голос звучит только в начале и в конце. Если вам удалось хотя бы частично почувствовать то, что мы чувствовали, общаясь с медведями и снимая этот фильм, то, конечно, это очень здорово. Мы старались показать ценность дикой природы: всей, не только Камчатки. Потому что нетронутых уголков становится все меньше и меньше, а ценность их все больше растет. Но на наших глазах происходит переоценка ценностей, своим фильмом мы попытались этот процесс ускорить. Ведь главная ценность – это не полезные ископаемые, а дикая природа. Нам всем нужно вложить максимум энергии в ее сохранение, чтобы первозданная природа существовала с человеком рядом всегда.»

Дмитрий Шпиленок

Главный оператор
Кинодокументалист и инспектор Кроноцкого заповедника. Закончил МГКИК по специальности «Режиссер кино и телевидения». Работал в оперативной группе Кроноцкого заповедника. Снимал видеоматериалы для российских федеральных и региональных, а также международных телеканалов (в том числе для BBC World), о порядка 40 особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, в т. ч. Астраханского, Сихотэ-Алиньского, Кроноцкого, Хинганского, Водлозерского заповедников. Участвовал в создании серии фильмов о редких вымирающих видах — «Сайгак — карма степей», «Русская выхухоль» и других. Автор видеопроектов с удивительными историями из жизни людей и зверей «Priroda Show» и «Я — медведь!».

И конечно же Дмитрий — главный оператор фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни». Тот самый, кто из команды создателей фильма провел наибольшую часть времени среди медведей. Тот самый, кому приходилось зарываться с аппаратурой в снег, прячась от штормового ветра, чтобы снять уникальные кадры первых дней жизни медвежат после выхода из берлоги. Тот, кому зачастую приходилось вести съемки в одиночку, постоянно держа во внимании не только то, что творится в кадре, но и за спиной. Его работа в рамках «Медведей» отдельно была отмечена призами и дипломами на международных фестивалях кино о природе, такими как Баренц Экологический Фильм Фестиваль в Петрозаводске, Байкальский международный кинофестиваль «Человек и Природа» им. В.Г. Распутина в Иркутске, Открытый фестиваль кино «Киношок» в Анапе.

Мы попросили Дмитрия поделиться самыми яркими впечатлениями, которые он получил за время съемок:

«Самый яркий и незабываемый момент был на берегу Курильского озера, когда я занимался съемкой. Увлекся процессом, рядом никого нет, тишина. Ружье положил на землю. Я привык ориентироваться по звукам, реагировать на шелест кустов, травы или шуршание мелких камешков у воды. В один момент почувствовал, что меня кто-то сзади трогает за плечо. Меедленно поворачиваю голову и практически утыкаюсь носом к носу медведицы. Ощущения непередаваемые, это нечто совсем другое, когда ты сидишь перед огромным зверем, чувствуешь его молчаливое дыхание, видишь бусинки глаз. Они сканируют тебя, спокойно, беспристрастно, и, кажется, что видят насквозь. Ружье рядом, но тянуться за ним нет смысла, одно движение — и тебя нет. Рядом с медведицей копошатся два медвежонка. Изучают, принюхиваются. Они-то меня и спасли: осмотрелись, покачались из стороны в сторону и побрели по-тихоньку прочь.

Еще одно сильное впечатление... Вот мы находимся в суровых условиях (снег, холод, ветер), мерзнем, закапываемся в снег. А медведи в этом месте и в этих условиях процветают. Для них это рай. И ведь по близости нет, магазинов, кафе, и прочих прелестей.

Медведи по своей сути индивидуалисты, охраняют свои огромные владения. Однако в Южно-Камчатском заказнике обилие нерестящейся нерки в Курильском озере привлекает множество медведей. Это уникальная территория, где плотность населения медведей самая высокая в мире. Это своего рода медвежий мегаполис, своеобразное коммьюнити, медвежье сообщество, в котором образуются уникальные социальные связи. Здесь медведи наиболее толерантны друг к другу и даже к человеку, который не вмешивается в природные процессы, не нарушает установленных порядков. Однако браконьерство очень сильно влияет на эти хрупкие связи и отношения медведей Камчатки.»

Ирина Журавлёва

Продюсер, режиссёр
Ирина Журавлева, продюсер и режиссер документального фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни», руководитель студии LESFILM и арт-проекта «ЛЕС», известная по уличным фотовыставкам «Лесные истории», «Красота леса глазами лучших фотографов», «Лес—наш дом» и другим.

«Шесть лет назад я уже курировала выставки и медиа-проекты о дикой
природе, но не представляла, что моя жизнь будет связана с медведями
напрямую. В марте 2015 написала Игорю Шпиленку, о том что хочу снять о нём фильм, но Игорь Петрович предложил мне нечто совсем иное: попробовать спродюсировать фильм о первом годе жизни бурого медведя, главным оператором коротого должен был стать его брат — известный природный кинодокументалист — Дмитрий. Во что должен был вылиться этот проект не знал никто, но отказать Игорю я не могла помыслить, и взялась за фильм. Попав на Курильское озеро Южно-Камчатского заказника осенью 2015 года, я ощутила, насколько оторвана от мира дикой природы. Эта поездка перевернула моё сознание. Первое впечатление: «Медведи — повсюду». Рядом с этими огромными, красивыми, умными животными, я забыла себя, свои переживания, «важные» дела, казалось, даже прошлое несколько стерлось. Было страшно, но при этом внутри все выравнивалось и очищалось. Я ощутила, насколько природа многообразна, непостижима, гармонична и самодостаточна. Человеку остается только восхищаться, пытаться соединиться с ней и защищать.

Я родилась и выросла в Перми на Урале, в краю древних гор и живописных рек. Мои родители были настоящими туристами (папа химик, мама географ), и с ранних лет нас с братом брали в походы. В 4 года случился мой первый сплав. В 7 лет я попала в Якутию, где выросла мама. До сих пор помню бескрайние сопки, кедровые стланики, реку Индигирку, по которой смелый папа сплавлял нас с братом в резиновой лодочке неподалеку от поселка Усть-Нера. Наверное, любовь к природе передается от родителей, во всяком случае, так случилось со мной. Мои предки — коми-пермяки — всегда старались жить в созвучии с природой. Их родина — таежный край рек и родников, лесных возвышенностей, низин, болот — сурова, но очень красива. Природа для коми-пермяков была основой культуры и верований, её обожествляли, ценили, берегли, от неё зависели. Коми-пермяки не считали себя хозяевами земли. Они понимали, что все живое, видимое и невидимое, возникло раньше: «Человек — он червяк: от него родился, вышел из земли, а умрет — обратно в землю уходит»; «Первый человек на Земле был чудином, который произошел от зверя»; «Коми-человек родился у лесного овражка, как травинка, из земли появился… Еще сказывали, что у первого человека родители были: отец — дерево, мать — лесная травка». Из зверей выше всех почитался медведь («Ош»). Я чувствую связь со своим родом, и это очень помогает мне в мироощущении.»

Владислав Гришин

Режиссёр, монтаж, цветокоррекция
С 2001 года работает на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. С 2001 по 2008 год сделал в качестве режиссёра монтажа несколько десятков фильмов для российских центральных каналов телевидения, в том числе «Ледовая Коррида Валерия Харламова» (2001, ТЭФИ). Работал совместно с режиссёрами Виктором Косаковским (фильм VARICELLA), Николаем Волковым (фильмы «Полярник», «Иоанн да Марфа»), Алиной Рудницкой (фильмы «Кровь», «День победы»). Сотрудничает с ВГТРК канал «Культура» и Мариинским театром.

«Когда мне позвонил Виктор Косаковский и сказал, что хочет меня познакомить с очаровательной барышней, я, как всегда, был чем-то сильно занят и ответил, что могу попробовать совместить знакомство с обедом. На том и сошлись. Барышня оказалась не только очаровательной, но и настойчивой и энергичной. Поначалу я не очень понял, что от меня нужно, но в голове прочно засели слова «Камчатка», «Бурые медведи» и имя Игоря Шпиленка. Спустя несколько месяцев Ирина — так звали очаровательную барышню, привезла съёмочный материал. Его оказалось много. Очень много. Семь месяцев практически каждодневных съёмок умещались на нескольких жестких дисках, которые потом надолго поселились на моём рабочем столе… Чтобы просто бегло просмотреть весь материал, нам понадобилось около трёх недель. К концу этого этапа в моей голове оказалось несколько сотен разных медведей, пара десятков медвежат и сотни километров камчатских просторов. И из всего этого великолепия (здесь я нисколько не иронизирую, это были исключительно качественные съёмки Дмитрия Шпиленка) нам нужно было попытаться сложить историю. И мы начали работать. Ещё через несколько недель на монтажной линейке осталось около трёх часов потрясающих кадров. Но кадры — это ещё не фильм. Несколько вариантов сценария не выдержали соприкосновения с материалом и были отвергнуты. Тогда было принято решение довериться материалу, его тонкой красоте и невероятной пластичности. И тут началось волшебство: было чувство, что не мы создаём фильм, а фильм нам подсказывает, что и как лучше делать. Это была действительно магия: из набора, пусть и очень хороших, но всё-таки просто кадров рождалось что-то третье, чего не было ранее. Работа над монтажом продолжалась около полутора лет. С перерывами, в том числе на досъемки, и постоянными возвращениями к монтажу — в голове постоянно рождались всё новые идеи и мысли. Наконец, пришло ощущение, что фильм почти сложился, и было решено закончить монтаж. Встал вопрос того, что это всё должно как-то звучать. Не как-то, а очень хорошо звучать…. Маленькое, но необходимое отступление. Звук для меня — это вселенная, бесконечная в своих проявлениях и непостижимая по своему воздействию на человека. Звук — столь же многомерен как вселенная. Он может завораживать, пугать, вызывать трепет, тревогу, умиротворение… всё! Музыка — одно из проявлений звука, может заставить нас переживать любые эмоции. От эйфории до глубокой печали. И всё это человек может почувствовать за считанные минуты. Я бы сказал, что нам нужно было вдохнуть жизнь в то изображение, которое у нас получилось. И Юлия Глухова — тот волшебник, который стал нашим проводником в мире звуков. Тонкий и чуткий человек, профессиональный звукорежиссёр. Ей удалось почти невозможное — воссоздать атмосферу Камчатки. В этом также очень помогал наш звукооператор и научный консультант, досконально знающий как звучит природа — Владимир Архипов. Мы много работали в студии, постоянно возвращаясь к уже казалось бы сделанным эпизодам, снова и снова проходили те моменты, которые нас не устраивали. Четыре раза мы с Ириной приезжали в Москву, чтобы что-то ещё улучшить, и, в конце концов, мы добились того результата, к которому стремились. Фильм ожил, зазвучал множеством ароматов и красок. И конечно, не могу не сказать о нашем замечательном композиторе — Георгии Химороде. Он сумел сделать так, что музыка стала частью атмосферы фильма, при этом являясь абсолютно самодостаточной. Это очень тонкий баланс между соблазном усилить эмоцию с помощью музыки с одной стороны и желанием как можно меньше вмешиваться в атмосферу, создаваемую природными звуками, с другой стороны. Мне кажется, мы смогли его выдержать. Напоследок хочу выразить свою благодарность всем, кто внёс свою частичку в создание этого фильма. Надеюсь это станет хорошим началом!»

Юлия Глухова

Звукорежиссёр
Родилась в 1989 году, окончила мастерскую звукорежиссуры ВГИК. Принимала участие в ряде международных мастерских. Область интересов: звуковой дизайн и микс, саунд-арт, звукозапись дикой природы.

Юлия Глухова о фильме:
«В картине "Медведи Камчатки. Начало жизни" нет реплик и закадрового текста, поэтому все повествование берут на себя фоны, синхронные шумы, вокализация животных и музыка, и для меня это была интересная задача.
В какой-то момент мне показалось заманчивым попытаться сделать звук таким, каким его вероятно слышат медведи, иначе, чем мы, но все же наш фильм для человеческих ушей. Пауза леса, ветер или голоса птиц достаточно красноречивы и для людей, все эти звуки транслируют свой «текст», и каждый желающий может воспринять его в фильме на непосредственном опыте, так же, как и находясь в дикой природе.
Рада, что общение с нашим научным консультантом и звукооператором Владимиром Архиповым дало возможность в чем-то перенастроить мое собственное слуховое восприятие и избежать многих неточностей и штампов.»

Владимир Архипов

Биоакустик, звукооператор, научный консультант
Старший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущино, Россия).

Мы бесконечно счастливы, что звукооператором фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни» согласился быть Владимир Архипов! Кажется, кроме него в России нет другого специалиста, кто сочетал бы в себе высочайший профессионализм записи природных звуков, знания природы и огромный опыт полевой работы. А еще Владимир прекрасно пишет, в следующих нескольких постах мы будем публиковать его зарисовки камчатских рабочих будней.

Благодаря Владимиру, в фильме можно услышать настоящую Камчатку. Различить ее тончайшие полутона. Сопение медведицы, шелест травы на ветру, сотни состояний вод Курильского озера, сотни разных криков чаек, пения десятков видов птиц, рыки, плески, шорохи... А ещё, камчатские звуки, записанные Владимиром, будут воплощены в удивительном проекте, который, верим, что сможем реализовать в течение 2018 года. Напишем о нем отдельно чуть позже.

Владимир закончил в 1994 году Тверской государственный университет затем в 1996 магистратуру Пущинского государственного университета, а в 1999 аспирантуру Пущинского университета, с 2000 г. работает в ИТЭБ РАН в должности старшего научного сотрудника. В течение последних 13 лет В.Ю. Архипов занимается исследованием эволюционных аспектов вокализации птиц. Автор более 60 научных публикаций. Голоса птиц записанные Архиповым, были использованы в ряде определителей: «Голоса птиц России. Часть 1: Европейская Россия, Урал и Западная Сибирь», «Birds of the Middle East», «Птицы Москвы. Определитель. 2013».
Владимир также принимал участие в написание монографий «Список птиц Российской Федерации», «Handbook of the Birds of the World», «Полный определитель птиц европейской части России», «Фауна птиц стран северной Евразии в границах бывшего СССР. Списки видов».

Георгий Химорода

Музыкант, композитор, автор музыки к фильму
В 2010 году Георгий закончил Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина, а затем Нижегородскую Государственную Консерваторию им. М.И. Глинки в 2015.

«В 2016 с ролика Третьяковской галереи о выставке Айвазовского началась моя карьера композитора. Я понял, чем хочу заниматься. И, собственно, через серию роликов для фестиваля «Контекст» Дианы Вишнёвой меня нашла Ирина и «Медведи». Сейчас я активно работаю в сфере рекламы и коммуникации, и готов к сотрудничеству в более крупных историях.»

О работе над фильмом:

«Я очень рад знакомству с нашей замечательной командой, с которой было интересно работать! За время работы над фильмом мы сдружились и я вспоминаю об этом с теплотой. Некоторые композиции из фильма буквально собирались в студии как конструктор, и практически каждый принимал участие в создании саундтрека. «Медведи Камчатки. Начало жизни» в каком-то смысле как заповедник, охраняется от человеческого голоса. Голос за кадром, как проводник, только приводит и уводит зрителя, не вмешиваясь в происходящее на экране. И это открывает простор для звуков Камчатки, в которые я старался бережно встроиться, передать атмосферу того или иного момента, и в общем помочь зрителю окунуться в размеренность фильма, подготовить его к созерцанию природы заповедника.»

Нина Бисярина

Художник анимации
Таинство залегания в берлоги и выхода из них — процесс настолько интимный, что мешать ему наша команда не смела, к тому же это могло закончиться весьма плачевно. Поэтому мы оставили зрителю возможность самим представить, что происходит в берлоге дикого бурого медведя зимой. А визуализировать эти моменты в фильме нам помогла волшебница рисунка и анимации — Нина Бисярина.

Нина родилась в 1981 году в городе Свердловске-44 (Новоуральск). В 2004 году окончила Уральскую архитектурно-художественную академию по специальности «анимационный дизайн». Живет и работает в Екатеринбурге. Нина — режиссер анимационных фильмов в кинокомпании «СНЕГА». Также работала в детской студии изобразительного искусства «Полосатый Кот». Автор фильмов «Воробьи – дети голубей» (2005), «Поездка к морю» (2008), «При выходе не забывайте свои вещи» (2012), «Детское время» (2014), «Праздник» (2015), «Остановка» (2016). Все ее анимационные работы отмечены международными и национальными наградами. Работает в классической рисованной технике. Кроме создания собственных фильмов, сотрудничает с другими авторами.

Вот что пишет Нина о работе над мультипликацией к фильму «Медведи Камчатки. Начало жизни»: «Несмотря на то, что я работала дома, наблюдала за медведями ничуть не меньше, чем остальные участники команды. Только все эти медведи были нарисованными. И посетить Камчатку — теперь моя мечта.»
Photo by Shifaaz
Photo by Marion
Photo by Jacob
Photo by Mike
Photo by Jacob
Идея: Игорь Шпиленок, Дмитрий Шпиленок
Режиссёры: Владислав Гришин, Ирина Журавлёва
Продюсер: Ирина Журавлёва
Со-продюсер: Дмитрий Суханов
Главный оператор: Дмитрий Шпиленок
Операторы: Михаил Родионов, Геннадий Шаликов,
Михаил Коростелёв, Дмитрий Воронов, Андрей Захаренко
Звукорежиссёр: Юлия Глухова
Композитор: Георгий Химорода
Звукооператор: Владимир Архипов
Художник-аниматор: Нина Бисярина
Закадровый голос: Анатолий Белый
Монтаж и цветокоррекция: Владислав Гришин